«Какие игрушки необходимы детям»
Развитие богатого
эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку
выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать
себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные
куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой,
малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит.д.
Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок
способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо.
Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что
и выбор взрослыми друзей и любимых.
У каждого ребёнка должна быть
такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет,
пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда
родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но
не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и
даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского
горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые
наряды, пришивают уши и хвосты.
Трудно представить, что подобное
отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.
В "подружки" маленькие
мальчики и девочки скорее выберут Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо,
очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте
ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.
Несомненно, у ребёнка должен быть
определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного
восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и
сказочные ситуации, подражать взрослым.
Игрушки из реальной жизни. Кукольное семейство (может
быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины,
музыкальные инструменты, телефон и т.д.
Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию. Мячи,
надувные груши, подушки, резиновые игрушки и т.д.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.
Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, настольные игры, разрезные картинки
или открытки, краски пластилин, бумага, кусочки ткани т.д.
При покупке игрушек
пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
Игрушки, какими их представляют
себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные
автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут
удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны
такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные
необходимые свойства характера.
Игрушки для самых маленьких прежде
всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его
потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и
тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё
познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые
можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы,
резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы,
засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть
яркой. Хорошо, если они будут звучащими.
Для годовалого малыша
интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец
разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга,
разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает
интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша
что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.
Для 2-летних детей очень
хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель,
7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в
рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или
коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности,
самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи,
резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет
своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.
К трём годам набор игрушек
расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются
простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда
при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков
может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом
возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных
ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные
профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому
чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его
окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в
"магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п.
Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой
медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и
столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов,
отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со
взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной
адаптации. Основное требование – "бытовые игрушки" должны быть похожи
на "оригинал" и быть достаточно прочными.
Помните, что все, кроме любимой
игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш
долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна.
Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый
эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.
И ещё один совет. Не водите
ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных,
но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на
прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не
может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы
сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему
праздник.
Есть поговорка "Нельзя всю
жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда
приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям
радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего
настроения.
Метенова С.Н. Родительские собрания в детском саду
Доронова Взаимодействие детского сада и семьи
Комментариев нет:
Отправить комментарий